Сайт переехал на хостинг без рекламы Седьмойучасток.рф


13.03.07    Канал Имени МОСКВЫ

История

 Проекты соединения реки Москвы с Волгой начали рассматриваться со второй половины 17 века. Инженерная мысль того времени не смогла решить эту задачу, поэтому к прокладке канала приступили только в 1825 году, когда по указанию Николая Первого было решено соединить Москву-реку с Сенежским озером и далее с Волгой. За 20 лет был прорыт 8.5-километровый канал, возведены три шлюза и перекрыта плотиной река Сестра. Построенная вскоре Николаевская железная дорога перехватила основной грузопоток, и канал оказался ненужным. Сейчас остатки его строений можно осмотреть недалеко от города Солнечногорска.

 В начале 30-х годов ХХ века московский водопровод перестал удовлетворять растущим запросам города. Река Москва уже не справлялась с текущим водопотреблением, которое, согласно генеральному плану развития Москвы, в скором времени должно было увеличиться в несколько раз. Согласно этому же плану, в ближайшую пятилетку должна была значительно увеличиться доля водного транспорта в грузообороте Москвы. Решением этих двух задач должен был стать канал Москва-Волга, проектированием которого занялось в 1931 году управление Москаналстроя. Были рассмотрены три варианта соединения Волги с рекой Москвой — Шошинский, Старицкий и Дмитровский. По всем показателям Дмитровский вариант оказался более выгодным, и уже в конце 1932 года на некоторых участках закипела работа.

 История строительства канала - отражение истории нашей страны. "Сталинское наследие", поражающее воображение и умы молодого поколения, будоражащее воспоминаниями поколение старшее.

 Как бы мог выглядеть канал? Рассматривалось несколько вариантов. Из-за своей сравнительной близости к Москве место Волги могла занять Ока. Но этот вариант был отвергнут - обеспечить такой город как Москва, водой под силу только достаточно крупной полноводной реке с большим расходом воды даже в засуху.

 У волжской "версии" строительства тоже было несколько вариантов - вариаций на тему, где создавать плотину и соответственно начинать строить канал. На рассмотрение вынесли только три. Среди предложенных проектов два были машинными, а один "самотечный" - то есть подача воды в город за счет естественного течения с возвышенности.

 Самым оптимальным сочли место вблизи деревни Иваньково - ныне известнейший город физиков Дубна. И это был именно "машинный" вариант, то есть вода поднималась на уровень 38 метров пятью каскадами насосных станций.

 Перегородив Волгу и тем самым подняв уровень воды в реке на 11 метров, строители канала искусственно создали Иваньковское водохранилище, более известное как Московское море. Здесь и берет свое начало канал, протяженность которого составляет 128 километров.

 На этом формирование современного облика канала имени Москвы не закончилось. Люди старались получить как можно больше пользы, поэтому создавали различные гидротехнические сооружения. На протяжении всей длинны на воде и прилегающих территориях за время существования канала построено около 240 объектов: дамбы, шлюзы, паромные переправы, гидростанции и многое другое.

 Пять уровней насосных станций создают соответствующее число водохранилищ, от которых через северную и восточную водопроводные станции и питается наш город.

 Заключительный момент в истории канала - создание в 1952 году Волго-Донской "переправы", которая и ознаменовала своим открытием рождение Москвы как города пяти морей: Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского.

 Сегодня канал выполняет роль не только водной артерии столицы, дающей Москве до 12 миллионов кубических метров воды в сутки, обеспечивая тем самым 55 %  потребности в ней. Он строился как многоцелевое гидросооружение. И уже давно и успешно справляется с возложенной на него задачей санитарного обводнения Москвы-реки с притоками, не говоря уже о транспортной функции.

 Строительство канала продолжалось 4 года и 8 месяцев, с сентября 1932 по июль 1937 год силами заключенных КаналЛага. Был выполнен рекордный для того времени объем работ: перемещено 154 млн. куб. м грунта, уложено 2,9 млн. куб. м бетона и железобетона, установлены металлические конструкции общим весом около 35 тыс. т., построены 240 искуственных сооружений, в том числе  около 40 плотин (из них 11 крупных - 8 земляных и 3 железобетонных), 11 шлюзов, 8 гидроэлектростанций небольшой мощности, 5 насосных станций, 8 заградительных ворот для перекрытия и осушения отдельных участков канала, 8 водохранилищ,  3 главные пристани, а также многочисленные пристани местных линий, 19 мостов, 2 туннеля под каналом, водоспуски и прочие объекты. Было установлено самое современное оборудование, управление механизмами и затворами централизовано на одном пульте. Классический архитектурный стиль был выдержан у всех сооружений канала, отделка велась ценными природными материалами. Каждый шлюз и прилегающая к нему территория получили свое оформление.

 Канал - уникальное архитектурное сооружение, как бы громко ни звучала эта фраза. Построенный с перспективой на сто лет вперед, он не уступает другим искусственным и естественным водным путям. Ни в России, ни за рубежом нет ни одного речного судна, которое не смогло бы пройти по каналу "Москва - Волга"!

 2 мая 1937 года судоходство по каналу открыла флотилия теплоходов и катеров. С этого момента Москва стала портом трех, а затем и пяти морей. Канал до 1947 года не имел собственного имени, а к 800-летию столицы получил имя Канал имени Москвы. Общая протяженность канала от Волги до реки Москвы 128 км, из них лишь на протяжении примерно 20 км он использует водохранилища, образованные в долинах рек, а на остальном протяжении это искусственно укрепленное ложе шириной 85 и глубиной 5,5 м. На протяжении 32 км канал пролегает в выемках, глубина которых достигает местами более 20 м. На протяжении 8 км он проходит высоко над окружающей местностью в мощных насыпных дамбах высотой местами до 14 м. Волжская вода поднимается на 38 метров, проходит водохранилища, а после Химкинского самотеком опускается на 36 метров в реку Москву.

 К сожалению, строительство привело к нарушению симбиоза между естественной природой и устоявшимся укладом жизни деревень вдоль "нитки" канала. Поднялся уровень грунтовых вод, местами Волга вышла из берегов. Печально известен город Калязин, частично затопленный после возведения плотины под Дубной. Проезжающие на теплоходе могут увидеть лишь одно сооружение - колокольню, торчащую из воды. Как немой укор и символ наплевательства на человеческие ценности.

 Кстати, 15 июля 2007 года канал отметил свое 75-летие.


Архитектура

 И все же канал очень красивое место. Его архитектура в пределах Москвы вызывает уважение к инженерной мысли проектировщиков. Особенно в районе пересечения с Волоколамским шоссе. Здесь человеку незнающему может показаться, что у него над головой построена эстакада. Как же он удивится, когда вместо авто покажется капитанский мостик какого-нибудь теплохода...

 Трасса канала начинается от города Дубна на Большой Волге, рядом расположено Иваньковское водохранилище, образовавшееся в 1937 году после того, как Волга была перегорожена плотиной и разлилась на 327 кв.км., а ее воды стали использоваться Иваньковской ГЭС. Водохранилище получило название Московское море и предназначено для снабжения Москвы волжской водой.

Шлюз №1 расположен на Иваньковском гидроузле, суда, пройдя через него, поднимаются на 6 метров над уровнем Волги. Рядом установлен гигантский памятник Владимиру Ильичу Ленину, до 1960 года напротив него был такой же памятник Иосифу Сталину. Первые километры канал идет по насыпным дамбам, довольно высоко над болотистой равниной.

На 16 км канала расположен шлюз №2, поднимающий воду на 6 метров, недалеко от него поселок Темпы, пристани Соревнование и Ударная. В этом районе ведутся торфоразработки. Канал здесь достаточно узкий, и для расхождения судов построены несколько уширений. Дальше по левому борту виднеются купола Дмитровского Кремля, канал разделил древний город на две части, его русло идет по бывшей Слободской улице. На правом берегу канала виден мемориальный крест, установленный в память о погибших строителях канала.

И вот уже виден один из самых красивых шлюзов канала — шлюз №3, который поднимает суда на 8 метров. Его башни украшают медные модели каравелл Колумба. Этот образ подчеркивает основную идею канала, соединяющего моря. На этом участке канал был рубежом обороны во время битвы под Москвой в декабре 1941 года. Слева, на Перимиловских высотах, установлен памятник советскому солдату. Отступая, наши войска взорвали железнодорожный мост под Яхромой, после войны он был восстановлен.

Шлюз №4  находится около деревни Парамоново, рядом с платформой Турист Савеловского направления, он обеспечивает подъем на 10 метров.

Шлюз №5 в восьми километрах от четвертого поднимает суда на 6 метров. На выходе пятого шлюза установлена скульптура девушки с парусником, аналогичная расположенной перед Северным Речным Вокзалом. Фигуры символизируют Волгу и плывущие по ней суда.

В шлюзе №6, на Икшинском водохранилище, заканчивается подъем судов из Волги. Водохранилище образовано благодаря подпору реки Икши земляной плотиной. Рядом расположена станция Икша Савеловской железной дороги, с пешеходного моста, ведущего к ней, можно рассмотреть весь процесс шлюзования судов.

Шлюз представляет собой камеру с двумя воротами-затворами, с одной стороны которой уровень воды значительно выше, чем с другой. Получается лестница, по которой корабль опускается либо поднимается. Судно проходит через одни из ворот, затем открываются противоположные, и уровень воды в шлюзовой камере выравнивается со следующей ступенью за счет принципа сообщающихся сосудов.

После выхода из шлюза с правой стороны видны причалы водно-моторного клуба, а чуть дальше расположена пристань Речка Черная, до которой раньше можно было добраться на скоростном судне Ракета.

Далее суда проходят через Заградительные Ворота — специальные приспособления, которые позволяют выключить из общей системы канала отдельные участки и водохранилища. В обычном состоянии они расположены на дне канала. В поднятом состоянии створки примыкают одна к другой, образуя водонепроницаемую стенку. Проектное время закрытия (подъема) ворот — 30 мин.

По обоим берегам Икшинского водохранилища расположены турбазы и дома отдыха. Следующее живописное водохранилище на пути к Москве — Пестовское. В его начале находится село Рождествено, с 1773 года усадьба Александра Васильевича Суворова, знаменитого полководца. Затем суда проходят пристани Зеленый мыс (сейчас там строится коттеджный поселок) и Хвойный бор (там бывают "зеленые стоянки" теплоходов с шашлыками и подвижными играми на воздухе).

 На востоке Пестовского водохранилища расположены пристани Тишково и Михалево. Тишково известно своим бальнеологическим санаторием, вдоль берега протянулись песчаные пляжи. Канал длиной 2.5 км соединяет Пестовское водохранилище с Пяловским, расположенным в долине реки Учи. Пристани Солнечная Поляна и Аксаково — популярные зоны отдыха. На Пестовском водохранилище хорошая рыбалка. Пристань Витенёво связана с жизнью Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, проводившего здесь летние месяцы. Восточнее Пяловского находится Учинское водохранилище. Это водоохранная зона, туда нельзя заходить судам, запрещено купание и лов рыбы. Из него волжская вода идет на Восточную и Северную водопроводные станции, где фильтруется и поступает в московский водопровод.

 Пяловское водохранилище соединяется узким каналом с Клязьминским, одним из самых крупных в Подмосковье. Сейчас оно стало центром водного спорта — белоснежные яхты и быстрые скутеры рассекают его гладь все лето, построены яхт-клубы и фитнес-центры, коттеджные поселки. Множество пристаней — Чивирево, Троицкое, Пирогово, Бухта Радости, Новосельцево принимают туристов различных пансионатов и турбаз. В Пироговском рукаве много детских летних лагерей.

 Узкий коридор с высокими стенками, называемый "Глубокая выемка", соединяет Клязьминское водохранилище с Химкинским. После моста Дмитровского шоссе на правом берегу канала расположен поселок Хлебниково и судоремонтно-механический завод. Именно сюда приходят суда из Москвы на зимний ремонт и стоянку. После моста Савеловской железной дороги видна пристань Водники и одноименная станция. Дальше суда проплывают мимо города Долгопрудный, до 1957 года поселка Дирижабльстрой. В 30-е годы там располагался завод по строительству дирижаблей.

Следующий город на пути к Москве — это Химки, известный своими оборонными предприятиями и Институтом Культуры. Теплоходы проходят под мостами Октябрьской железной дороги и кольцевой автодороги, слева расположен храм Косьмы и Дамиана (1730). Следующий мост Ленинградского шоссе, справа уже виден микрорайон Тушино, а слева — Северный Речной порт. И вот шпиль Северного Речного Вокзала, в его здании находятся ресторан "Волга", а также офис "Столичной Судоходной Компании. Здесь заканчиваются маршруты большинства круизных судов и начинается южный склон канала, обеспечивающий спуск к реке Москве.

Шлюзы 7 и 8 в Щукино опускают суда на 30 метров, девятый, в районе Кунцева, на 6 метров. При перепаде вырабатывается электроэнергия на Сходненской гидроэлектростанции. Канал завершается рядом гидроузлов и плотин.

 

Материал частично взят с сайтов www.mccme.ru , www.fgup-kim.ru и www.locman.net

 

 



Используются технологии uCoz